Тестирование страниц
К сожалению, образ мышления пользователей, общающихся с компьютерами
от случая к случаю, сильно отличается от образа мышления профессиональных
дизайнеров Web-страниц и программистов. По этой причине, зачастую, готовые
и, вроде бы внешне очень привлекательные страницы не отвечают своему
предназначению - доносить до пользователей информацию.
В связи с этим имеет смысл рассматривать Web-страницы как пользовательские
интерфейсы к данным, которые разработчики хотят донести до конечных
пользователей. А у хороших пользовательских интерфейсов есть очень
важные особенности: они ИНТУИТИВНО ПОНЯТНЫ и УДОБНЫ.
Под интуитивной понятностью можно в данном контексте понимать очевидность для
пользователя координат той информации, которую он хотел бы получить. Например,
если дизайнер разместил на картрированном изображения область
(картрированное изображение), за которой
скрывается какая-либо важная информация, но не выделил ее на изображении каким-либо
очевидным для пользователя образом (скажем, не оформил ее в виде очень
привлекательной для нажатия кнопки), можете быть уверены: никто до этой информации
не доберется.
Под удобством понимается количество трудозатрат пользователя по получению
какой-либо информации.
Именно для достижения максимального удобства пользователей следует
обращать большое внимание на тестирование
страниц перед их размещением в общедоступных местах.
Интересна методика разработки
и тестирования Web-страниц, применяемая в компании Sun Microsystems.
При создании больших WWW-документов очень важно распределить всю информацию
между ветками иерархии страниц. К этому имеет смысл привлечь пользователей.
В лаборатории Sun Microsystems, занимающейся разработкой Web-страниц,
пользователям предлагается набор бумажных карточек с названиями материалов.
Эти карточки пользователи раскладывают группами на столе в соответствии со
своими представлениями. Понимая, что пользователям кажется идейно близким
по содержанию, дизайнеры создают более удачные страницы.
После создания первых вариантов оформления страницы распечатываются на бумаге
и демонстрируются пользователям. Предлагается угадать, что стоит за ссылками и
рассказать общие впечатления от дизайна страниц. Если пользователям что-то
не нравится, страницы приходится переделывать.
Последняя стадия тестирования заключается в демонстрации пользователям
рабочего варианта страниц ``в рабочем виде''. Пользователь садится
за компьютер с запущенным браузером и начинает ``путешествовать'' по новым
страницам. Даются несколько заданий по поиску конкретной информации, а также
наблюдается, на что пользователь больше всего обращает внимание.